Фрагмент для ознакомления
1
1. Какова динамика развития характера взаимоотношений со сверстниками (людьми своего возраста) в жизни человека.
2. Приведите примеры ненормативности поведения в младенческом и старческом возрасте. Объясните причины такого поведения.
3. В чем должна заключаться помощь пожилым людям. Обоснуйте ответ, исходя из понимания особенностей людей данного возрастного периода.
Список источников
Фрагмент для ознакомления
2
1. Какова динамика развития характера взаимоотношений со сверстниками (людьми своего возраста) в жизни человека.
Характер взаимоотношений со сверстниками определяется той социальной ситуацией развития и тем видом ведущей деятельности, которые соответствуют данному этапу жизни человека. Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и Д.Б. Эльконин, занимаясь вопросами периодизации развития, выделяли такие периоды развития, как младенческий возраст, раннее детство, дошкольный возраст, младший школьный возраст и подростковый возраст.
В младенческом возрасте никаких взаимоотношений у ребенка со сверстниками не существует. В этом периоде у ребенка отсутствует даже самоидентификация своего «Я».
Для периода раннего детства (1-3 года) ведущим типом деятельности является предметно-манипулятивная деятельность. Взаимоотношения со сверстниками у ребенка не выстроены, дети в основном могут играть рядом друг с другом. Как пишет Д.Б. Эльконин: дети «играют рядом, а не вместе». Интерес к предмету, свойственный для детей этого возраста, некоторым образом мешает им увидеть сверстника.
Период дошкольного возраста (4-7 лет) является периодом, когда ведущим типом деятельности становится сюжетно-ролевая игра. Здесь роль сверстников для ребенка неоценима. Потребность в совместном общении возрастает, дети нуждаются в совместном времяпровождении, активно играют в сюжетно-ролевые игры, посредством которых учатся договариваться и уступать, присваивать и исполнять игровые роли, соблюдать правила, а также моделируют и проигрывают в игровой обстановке ситуации из жизни взрослых (игры в магазин, семью, больницу).
Ведущим типом деятельности в младшем школьном возрасте является учебная деятельность. В этом возрасте ребенок научается владеть своим поведением, более сдержанно проявляет эмоции, особенно негативные, в отношении сверстников. Под влиянием жизни в коллективе сверстников и учебной деятельности у ребенка развиваются высшие чувства: эстетические, моральные, нравственные (чувство товарищества, сочувствия, негодования от ощущения несправедливости). К концу этого периода происходит изменение характера взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми. Ребенок старается занять свою «нишу» в детском коллективе. Происходит некое негласное деление: «хороший ученик и хороший товарищ» (они не всегда совпадают).
Фрагмент для ознакомления
3
1.Батюта, М. Б. Возрастная психология : учебное пособие / М. Б. Батюта, Т. Н. Князева. - Москва : Логос, 2016. - 306 c. - URL: http://www.iprbookshop.ru/66411.html (дата обращения: 26.06.2021) . - Доступна эл. версия. ЭБС "IPRBooks". - ISBN 978-5-98704-606-7. Текст : электронный
2. Марцинковская Т.Д. Особенности психического развития в позднем возрасте // Психология зрелости и старения. 1999. №3. С.13-17.